У бывалых парфманьяков бытует мнение, что современная парфюмерия находится в творческом кризисе. Когда я говорю "бывалый парфманьяк", то имею в виду тех, кто пришли в это увлечение в начале нулевых - начале десятых годов. Это очень важное примечание для понимания этого текста. На чём базируется подобное утверждение? Да всё очень просто: на собственном приобретённом ольфакторном опыте и сравнении этого опыта с теми духами, что сейчас стоят на полках сетевых парфюмерных магазинов. Люди сравнивают классические образцы парфюмерии с современными и выпадают из контекста. Что значит "выпадают из контекста"? Не учитывают того, что изменились материалы, пришли новые парфюмеры, появились новые идеи, возросли ставки за риск. Цена провала теперь очень велика, ведь современные духи должны нравиться всем и покупаться всеми - от Эйнкориджа до Глазго.
Зашёл в магазин, задаваться не стал - подошёл к девушкам-консультантам и спросил: "Милые барышни, помогите, пожалуйста - что сейчас является модным в мужской парфюмерии?" Мне легко помогли. Консультировали по лидерам продаж с такой быстротой, что я еле успевал запоминать.
Что модно, что продаётся?
В лидерах запросы на свежесть и на соблазнение. Лавандовая свежесть уступила озоновой, а озоновая свежесть в свою очередь уступает место свежести розового перца. Минерально-меловая свежесть до самых отсталых слоёв населения ещё не доехала. Какая бы свежесть не обсуждалась, запрос на неё никогда не умрёт. Самый распространённый диалог между продавцами-консультантами и мужчинами-покупателями почти всегда примерно такой:
- Что бы Вы хотели?
- Мне бы чего-нибудь свежего...
На втором месте "что-нибудь соблазнительное". Секс и парфюмерия по-прежнему идут рука об руку, секс хорошо продаётся, эта пара в головах молодёжи будет вечной. Уверен, что об этом прекрасно знают все маркетинговые и рекламные группы производителей, поэтому парфюмеры заключают в один флакон свежесть и соблазнение, холодный ветер и теплоту сахара.
Отдельный вопрос - вопрос кризиса. Из разговора с юными барышнями, продавцами Летуаля, я понял, что кризис парфюмерии только в моей голове. Как мне учтиво намекнули, это не кризис парфюмерии, а кризис возраста. Когда я воскликнул: "Девушки, милые! Так ведь всё в одной тональности!", мне ответили просто: "Ну, так если нравится такое!? А для вас есть Baldessarini!"
Так что, всё очень просто: парфюмерия изменилась и приспособилась к запросам молодёжи; это я остался прежним, завис в своих предпочтениях.