Навеяно многолетними тяжкими раздумьями о том, что же происходит с мужской парфюмерией в последнее время. Прямо в эпиграф можно ставить.
Почему так много почти одинаковых мужских ароматов? Думаю, что всему виной огромный коммерческий успех ряда неофужеров, появившихся на свет в 90-е годы, и Le Male Jean-Paul Gaultier - самый выдающийся из них.
Не скажу по этому поводу ничего нового, лишь повторю выводы маститых парфюмерных критиков: к середине 90-х годов потребитель устал от жёстких, неподвижных, костистых, очень мужских ароматов; появился массовый пласт молодых покупателей со своими взглядами на жизнь. 90-е - эпоха успешных молодых менеджеров; им нужно было что-то другое, точно не отцовский Aramis.
Исторически справедливо, что мужской аромат, перевернувший мир, вышел у Жан-Поля Готье. Модельер-самоучка, провокатор в мире высокой моды, он поплёвывал на все эти каноны. Если эпатаж - путь к успеху в мире моды, то у Готье был суперэпатаж, эпатаж в превосходной степени. Готье принёс в мир моды уличную культуру. "Анфан террибль" французской высокой моды одевал мужчин в килты, тельняшки и женские платья, а для Мадонны сочинил корсет с остроконечным бюстгальтером из металла.
Дефиле "Шоу уродцев". Килты, тельняшки - Жан-Поль Готье в своей стихии.
Всегда стараюсь оперировать фактами. Так вот, факты:
- Le Male - один из немногих парфюмов, удостоенный страницы в Википедии;
- лицензионное соглашение между Beaute Prestige International (дочерняя компания Shiseido) и Готье по распространению парфюмерии подписывалось на срок 25 лет;
- спустя 21 год после запуска Le Male компания Puig перекупила у Shiseido лицензию на выпуск аромата за фантастические 79,2 млн. долларов;
- с 1995 года по сегодняшний день было выпущено 53 фланкера Le Male (!!!);
- с фланкерами аромата, который создал молодой тогда и ещё никому не известный Francis Kurkdjian, поработали маститые Aurelien Guichard, Quentin Bisch, Nathalie Gracia-Cetto, Sonia Constant и Cristophe Raynaud.
Интересно, что Куркджян довольно простодушно отозвался о работе над ароматом, которым прославился: "Разработать аромат было легко, потому что с ванилью не нужно быть таким техничным, как в работе над сложными цветочными ароматами. Идея Le Male была основана на мужских парикмахерских 50-х годов - они были полны запахами лаванды. Это был отсыл к красивым ухоженным мужчинам в стиле 50-х - 60-х".
Постеры с Самцом были во всех модных журналах - Forbes, GQ, Men's Health etc.
Я не любитель такого направления в фужерах, но купил Le Male ещё в 2012-м году, чтобы иметь и понимать это как культурное явление, как ярчайший образец направления. Тогда, в августе 2012-го года, купил, попробовал и отложил на самые дальние полки. Хотя, в какой-то из дождливых сентябрьских дней Le Male раскрылся на мне превосходно и заставил одобрительно хмыкнуть. И всё же у меня много книжек поинтереснее, поэтому банка с Самцом простаивала годами. А тут на волне всех этих мыслей достал его, относил несколько дней подряд, и знаете, нашёл его интеллигентным, что ли, более тонким, культурным, в сравнении с теми новинками, что сейчас заполонили полки сетевиков. Не такой уж он страшный и ужасный (для любителя шипров, специально это отмечу). Где-то даже умиротворяет своей вкрадчивой мягкостью.
Le Male Jean-Paul Gaultier, 1995 год. Ванильная лаванда с флёрдоранжем.
Верхние ноты: мята, артемизия, кардамон, бергамот
Ноты сердца: лаванда, флёрдоранж, корица, тмин
Базовые ноты: сандал, ваниль, кедр, бобы тонка, амбра
Upd. Подоспели фактики из мира галактики.
Делали Le Male в Quest International. Делала целая группа парфюмеров. Под руководством Шелдрейка. А поставили на банку имя Куркджяна. Почему? Потому что он, так же, как и Готье, был "не такой".
Вот так.