Youth-Dew Estee Lauder, Росе Юности, в этом году уже 68 лет. Для хороших духов даже десять лет, это возраст, возраст, когда духи начинают обрастать легендами, слухами, стереотипами, а тут целых шестьдесят восемь!
Что мне известно о Росе Юности, какие легенды и факты процитированы в Сети уже десятки раз?
Фото: Эсти Лаудер, Estee Lauder
1. Эсти Лаудер начинала свой путь в парфюмерном бизнесе, как типичная самоделкина. Делала на коленке уходовые средства для женщин, а Роса Юности изначально была маслом для ванны.
"Youth Dew began with a scent that Mrs Lauder’s mother kept in their home for years,” recalls Karyn Khoury, senior vice president for corporate fragrance development at Estée Lauder. It had originally been created by her uncle John, a biochemist, for a Russian princess."
Вот так, ни много ни мало, а для русской принцессы. А аромат уже много лет имелся у матушки Эсти. А ароматику сделал дядюшка Джон, биохимик. Интересно, чем же занималась Жозефин Катапано (Josephine Catapano)?
На самом деле, конечно, формулу делала Жозефин Катапано (да не одна, а в паре с Эрнестом Шифтаном). Основатель IFF (International Flavors and Fragrances) А. Л. ван Америнген (A.L. van Ameringen) помог Эсти Лаудер разработать Youth-Dew. Роса Юности, изобретательно продаваемая как масло для ванн двойного назначения и недорогие духи, катапультировала скромный бизнес миссис Лаудер по кремам и помадам в высшую лигу.
2. Америка начала 50-х. "Будь бережлив, накопи на бизнес!" Духи - это всё французские штучки-дрючки, изыски, перебор, излишества. В такой ситуации зайти на полки универмагов было очень трудно. Легенда гласит, что Эсти Лаудер бахнула флакон с Росой Юности об пол в нью-йоркском Macy's. Что называется, Эсти позволила своим духам говорить за себя. Женщины со всего магазина сбежались на запах и завалили Эсти вопросами, где бы они могли купить эти духи. В конце дня у Эсти была площадь в Macy's для торговли своими духами и помадами.
Факты: конечно, эта акция, хлопнуть флакон об пол, была спланирована. Но то, что акция была спланирована, абсолютно никак не умаляет креативность Эсти Лаудер.
3. Легенда гласит, что Youth-Dew была первым ароматом с завинчивающейся крышкой, а не стоппером. Не могу опровергнуть.
Тот флакон, что слева, был куплен осенью 2011 года в одном из клинских сельпо, которого уже нет (парфюмерный кризис 2014 года, увы...). Правый флакон был куплен в краснодарском аэропорту Пашковка в марте 2017 года за 2850 руб.
Резинка на бантиках растягивается самопроизвольно, когда вытаскиваешь флакон из коробки.
Коробки и флаконы не всегда являются каким-то маркером к изменению формулы; вспоминается откровенное воспоминание Джеффри Дэйма о том, как принималось решение об изменении формулы Grey Flannel Geoffrey Beene. Всё течёт, всё изменяется - такова производственная жизнь. Сегодня коробки печатает одна типография, завтра другая. Это нормально. И это не означает тайную сигнализацию узкому кругу любителей.
Почему же Роса Юности, если глубокий бальзамический аромат с розой, гвоздикой, ладаном, бальзамами толу и перу не выглядит ни юным, ни росным?
Мне нравится версия, которая отсылает к происхождению Эсти Лаудер: это какое-то древнее еврейское помазание в дни религиозных праздников. Это название из каких-то ещё библейских времён.
Аромат дня: Cinnabar Estee Lauder