Простой вопрос: "Настоящие французские духи?"
Простой вопрос, отсылающий к знаменитой сцене знаменитого фильма... И ответ должен быть... экзистенциальным, да? Без попытки познать непознаваемое.
Простой вопрос, с ответом на который бьюсь уже третий день. Почему не могу ответить просто? Например, Chanel. Или Dior. Знаю, почему не могу - испорчен знанием.
Я сразу начинаю соединять воедино знания о развитии парфюмерии в Европе, о французах и французской культуре, об истории создания фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" Наверное, это всё не то.
Я французов-то увидел впервые в пятилетнем возрасте на экране. В одной из серий киноэпопеи "Освобождение" показывали французских лётчиков авиаполка "Нормандия-Неман" - весёлые артистичные ребята, не очень серьёзные на фоне наших деловитых асов.
Слушайте, меня учили читать, дав "Бородино" Лермонтова. И что для меня пятилетнего были французы? Ничего. Мимо мозгов. Весёлые артисты.
В моей жизни все знакомые французы очень рациональные, расчётливые и экономные люди. Как такие могли создавать прекрасные духи? Почему именно французы?
Слушайте, я испорчен знанием "Гида" Луки Турина - он же прямо пишет об этом: "И наконец, очень важный вопрос: почему среди этих ангелов столько французов? Чтобы понять это, нужно сделать поворот в сторону гастрономии. На кухне, этот народ алхимиков лучше других понимал, как извлечь пользу из процессов брожения и гниения - и не стыдится поклоняться зловонным созданиям, вроде знаменитых французских сыров рокфора, камамбера и пр.
Также и наиболее близкое к парфюмерным творениям - белое ликерное бордо, прославленное солнечным вкусом, обязано своим существованием грибу, имя которого резюмирует чувственный талант французов: благородная гниль.
Какая тут связь с духами? Очень просто, это была бы смертельная скука, если бы в состав парфюмов входили бы только приятные запахи. Парфюмы не становятся действительно красивыми, без отвратительных ингредиентов, как неотъемлемой их части. Достаточно однажды ощутить аромат чистого цибетина, кастореума или индола, чтобы утвердиться в мысли, что замыслы парфюмов более ясны и понятны знатокам камамбера, чем потребителям питьевых йогуртов.
Впрочем, при описанном положении дел, в других странах существуют парфюмерные школы, со своим присущим характером: итальянские духи чрезвычайно съедобные, плотные, начиненные трюфелями, засахаренными фруктами и пряностями; американцы, со своими неизменно великолепными атлетическими духами, создали новую расу Титанов; японская школа делает духи высококонцентрированной деликатности."
Когда мне хочется проиллюстрировать талант французов, сумевших соединить воедино рациональность, бережливость и артистизм, я рассказываю историю о том, как в 2011-м году французы в честь заключения контракта выставили на стол двухсотлетний коньяк. А мы, русские, пили этот коньяк залпом, как привыкли, как водку, без смакования. И кто-то из французов, глядя на нас, рассмеялся и горячо заговорил: "Сразу видно русских! Богатые люди, богатая большая страна, всё есть, ничего не жалко! А французский крестьянин двести лет назад заложил этот коньяк в погреб. Он всегда нуждался, его потомки всегда нуждались, войны всегда прокатывались над Францией - этот француз сделал жест рукой туда-сюда, словно показал рукой волну, - но коньяк берегли, давали коньяку время набрать силу, возраст и вкус. Пейте, пожалуйста, медленнее. Из уважения к простому французу. Смакуйте!"
Фильм Эльдара Рязанова вышел в 1976 году, снимался в 1975 году. Но! Фильм ведь является экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...", написанной в 1969 году и с успехом шедшей в театрах Союза! А, значит, знаменитая фраза Наденьки могла быть родом из 1969 года. Логично? Ведь духи Climat Lancome вышли в жизнь в 1967 году.
Если бы я жил и увлекался духами в 60-е или 70-е годы, то имело бы смысл говорить о том, что, например, Dior или Lancome - истинно французская марка. Или Guerlain. Или Hermes. Делалось всегда французами во Франции. Или, если бы я не знал о том, что талант французов именно в умении синтезировать материалы и парфюмерные традиции всех народов.
А сейчас, в эпоху транснациональных корпораций и культурной глобализации, мне ещё труднее назвать какие-либо духи истинно французскими.
Однако, за эти три дня я вспомнил, что есть такая занимательная игра, когда тебе задают вопрос, а ты должен отвечать моментально. Например, поэт - Пушкин! роман - "Война и мир"! духи - Шанель Номер Пять!
Настоящие французские духи - 1905 Detaille!
А вот теперь не спрашивайте меня, почему. Смайл.
Знаете, раньше я часто бывал захлёстнут необъяснимым ощущением прекрасного от знакомства с новыми духами. Я помню, как остро переживал ощущение прекрасного от знакомства с Antaeus Chanel в 2008-м. Я понимаю, почему - нового, неизведанного, необъяснимого было много. Я бы вполне мог сказать тогда, что Antaeus истинно французские духи.
И вы знаете, мне нисколько не грустно и не скучно, от того, что я не могу быстро ответить на вопрос: "Настоящие французские духи". Мне от этого весело и задорно.
Простой вопрос, отсылающий к знаменитой сцене знаменитого фильма... И ответ должен быть... экзистенциальным, да? Без попытки познать непознаваемое.
Простой вопрос, с ответом на который бьюсь уже третий день. Почему не могу ответить просто? Например, Chanel. Или Dior. Знаю, почему не могу - испорчен знанием.
Я сразу начинаю соединять воедино знания о развитии парфюмерии в Европе, о французах и французской культуре, об истории создания фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" Наверное, это всё не то.
Я французов-то увидел впервые в пятилетнем возрасте на экране. В одной из серий киноэпопеи "Освобождение" показывали французских лётчиков авиаполка "Нормандия-Неман" - весёлые артистичные ребята, не очень серьёзные на фоне наших деловитых асов.
Слушайте, меня учили читать, дав "Бородино" Лермонтова. И что для меня пятилетнего были французы? Ничего. Мимо мозгов. Весёлые артисты.
Слушайте, я испорчен знанием "Гида" Луки Турина - он же прямо пишет об этом: "И наконец, очень важный вопрос: почему среди этих ангелов столько французов? Чтобы понять это, нужно сделать поворот в сторону гастрономии. На кухне, этот народ алхимиков лучше других понимал, как извлечь пользу из процессов брожения и гниения - и не стыдится поклоняться зловонным созданиям, вроде знаменитых французских сыров рокфора, камамбера и пр.
Также и наиболее близкое к парфюмерным творениям - белое ликерное бордо, прославленное солнечным вкусом, обязано своим существованием грибу, имя которого резюмирует чувственный талант французов: благородная гниль.
Какая тут связь с духами? Очень просто, это была бы смертельная скука, если бы в состав парфюмов входили бы только приятные запахи. Парфюмы не становятся действительно красивыми, без отвратительных ингредиентов, как неотъемлемой их части. Достаточно однажды ощутить аромат чистого цибетина, кастореума или индола, чтобы утвердиться в мысли, что замыслы парфюмов более ясны и понятны знатокам камамбера, чем потребителям питьевых йогуртов.
Впрочем, при описанном положении дел, в других странах существуют парфюмерные школы, со своим присущим характером: итальянские духи чрезвычайно съедобные, плотные, начиненные трюфелями, засахаренными фруктами и пряностями; американцы, со своими неизменно великолепными атлетическими духами, создали новую расу Титанов; японская школа делает духи высококонцентрированной деликатности."
Когда мне хочется проиллюстрировать талант французов, сумевших соединить воедино рациональность, бережливость и артистизм, я рассказываю историю о том, как в 2011-м году французы в честь заключения контракта выставили на стол двухсотлетний коньяк. А мы, русские, пили этот коньяк залпом, как привыкли, как водку, без смакования. И кто-то из французов, глядя на нас, рассмеялся и горячо заговорил: "Сразу видно русских! Богатые люди, богатая большая страна, всё есть, ничего не жалко! А французский крестьянин двести лет назад заложил этот коньяк в погреб. Он всегда нуждался, его потомки всегда нуждались, войны всегда прокатывались над Францией - этот француз сделал жест рукой туда-сюда, словно показал рукой волну, - но коньяк берегли, давали коньяку время набрать силу, возраст и вкус. Пейте, пожалуйста, медленнее. Из уважения к простому французу. Смакуйте!"
Фильм Эльдара Рязанова вышел в 1976 году, снимался в 1975 году. Но! Фильм ведь является экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...", написанной в 1969 году и с успехом шедшей в театрах Союза! А, значит, знаменитая фраза Наденьки могла быть родом из 1969 года. Логично? Ведь духи Climat Lancome вышли в жизнь в 1967 году.
Если бы я жил и увлекался духами в 60-е или 70-е годы, то имело бы смысл говорить о том, что, например, Dior или Lancome - истинно французская марка. Или Guerlain. Или Hermes. Делалось всегда французами во Франции. Или, если бы я не знал о том, что талант французов именно в умении синтезировать материалы и парфюмерные традиции всех народов.
А сейчас, в эпоху транснациональных корпораций и культурной глобализации, мне ещё труднее назвать какие-либо духи истинно французскими.
Однако, за эти три дня я вспомнил, что есть такая занимательная игра, когда тебе задают вопрос, а ты должен отвечать моментально. Например, поэт - Пушкин! роман - "Война и мир"! духи - Шанель Номер Пять!
Настоящие французские духи - 1905 Detaille!
А вот теперь не спрашивайте меня, почему. Смайл.
Фото: Ирина Булычева
Знаете, раньше я часто бывал захлёстнут необъяснимым ощущением прекрасного от знакомства с новыми духами. Я помню, как остро переживал ощущение прекрасного от знакомства с Antaeus Chanel в 2008-м. Я понимаю, почему - нового, неизведанного, необъяснимого было много. Я бы вполне мог сказать тогда, что Antaeus истинно французские духи.
И вы знаете, мне нисколько не грустно и не скучно, от того, что я не могу быстро ответить на вопрос: "Настоящие французские духи". Мне от этого весело и задорно.
Мой комментарий получится рассказом. У меня представление о Франции и всем французском складывается с образа вполне конкретного человека. Моим одноклассником был француз. Это целая история. Мама у него француженка, а папа русский. Познакомились они в Москве, и вспыхнуло такое чувство, что расстаться не могли, поженились и на долгие-долгие годы тетя Жаклин не могла выехать из Советского Союза навестить родню. Подробности не знаю, но выезжать она не могла. И вот их сын был моим одноклассником. По факту рождения от этнической француженки он был французом и паспорт гражданина Франции уже иметь мог априори. Так и звали мы его "Француз"). Вот как ты, Сергей, описываешь: "... весёлые артистичные ребята, не очень серьёзные". Вот такая бесшабашность, открытость, склонность к ярким аффектам - это Димка. Его, как бурлящее шампанское, обратно в бутылку невозможно было затолкать. Душа компании и участник всего грандиозного, что можно и нельзя было вытворять в школе. Его младший брат был более спесивый, с осознанием своего необычного, в отличие от нас всех, происхождения. Прямо виконт с длинной родословной). Огребал за спесь в школьном дворе не редко). И, как только "железный занавес" был ликвидирован, родители в 90-х укатили на ПМЖ на родину матери в Бордо. Укатил с ними и Димкин младший брат. Сам Димка с женой и ребенком почти 10 лет пытался остаться, но в начале 2000-х эмигрировал и он. Вот в Бордо и проживают они все до сей поры. Стараются приезжать хотя бы 1 раз в год в Россию, и непременно презенты: духи-миньки, баночки фуа-гра, вино, сыр. Поэтому мои впечатления о французах сложены. Плюсом еще мои девчачьи впечатления от прочтения романа и его экранизации "Анжелика - маркиза ангелов". Смесь шика двора короля, утонченность Жофрея, красота Анжелики, и сюда же "двор чудес" с ужасающей нищетой и немытостью. Именно такая смесь и есть для меня французский парфюм. Анималистические нотки в ароматах Франции для меня не их шикарная кухня, а исторический факт, красотой аромата отбить и завуалировать естественный запах немытого тела. Из песни слов не выкинешь. Франция в те века не дружила с мылом душистым и полотенцем пушистым. По этому для меня выражение "французкий парфюм" - это яркое, плотное звучание ароматической композиции и обязательно с оттенком плоти, разной степени гигиены.
ОтветитьУдалитьАлгебра.
ОтветитьУдалитьБез всякой алгебры: как символ не Франции, а Парижа для меня - Guerlain Shalimar. И как символ французской Высокой кухни для меня, когда пахнет не просто банальной жратвой - он же.
Я лишь хотел сказать, что со временем понятие "французские духи" стало для меня слишком обширным понятием.
ОтветитьУдалить"Понятие". Опять понятия, классификации, истории развития... Я ж говорю, алгебра.
ОтветитьУдалитьЕсли более широко, то Дом Герлен. До недавних пор безусловно, сейчас в зависимости от линеек. И то потому, что не укладывающаяся у меня во "французскость" Восточная коллекция - Absolus d'Orient - и не должна быть французской априори. Многочисленные Маленькие чёрные платья оценить не могу - знакомился лишь с парочкой, не понравились мускусами.
Забавна (для меня) история приобретения мной первого аромата Тьерри Вассёра как главного парфюмера Дома - Guerlain Homme. Это был первый купленный мной самостоятельно брендовый парфюм. Перед тем, при покупке на подарок какого-то, не помню, женского аромата, подарили мне два пробника - с этим Оммом и только что вышедшим Bleu de Chanel. Так что выбирал не спеша, вдумчиво, но только из этих двух)) Победил, после изрядных размышлений и сопоставлений, Guerlain Homme))
А у меня с Guerlain Homme было так: я тогда уже вовсю читал Ароманию, а ароманцы встретили Guerlain Homme в штыки. И у меня тоже создалось предубеждённое отношение, хотя я не находил его отталкивающим, безобразным или нейтрально слабым, никаким. Заметь, к тому времени я ещё не знал ни Derby, ни Jicky, ни Heritage. Моё знание истинных ориентиров было слабым, понимание раздражения опытных ароманцев Guerlain Homme смутным, интуитивным.
ОтветитьУдалитьО французском. Наверное из детства. Мамины духи Salvador Dali в чёрной коробочке с утопленным окошком 1991 г. Аромат потрясающий. Каков он сейчас - неизвестно. Да и верю я, что наслаждаться надо в момент выхода. В 96-м впервые понюхал Шанель 5 в гостях. Ни в какое сравнение с Дали она не шла, серьёзно. Колючий аромат эта пятерка. Из мужских - Сириус, Зелёная вода. А насчёт Guerlain Homme, так я и сейчас считаю его отличным. Дерби помясистее конечно, Эритаж и Кориолан не знаю.
ОтветитьУдалитьСчитаю Guerlain Homme неплохим. И опять же, неплохим лишь на фоне всего нынешнего безобразия. Сравнить Guerlain Homme с великими духами Maison Guerlain всерьёз не могу. Только в шутку. ))
ОтветитьУдалитьВсегда жалею, что я со своим хобби поздно пришёл в парфюмерию. Всё это экзистенциальное как-то минуло меня. Где-то жаль...
1. Для того, чтобы Maison Guerlain имел возможность продолжать выпускать свои великие духи, которые, увы, не пользуются ныне большим спросом и при этом требуют дополнительных затрат на изменение формул (как новые запреты, так и прекращение выпуска тех или иных материалов поставщиками компонентов - недавняя история с Мицуко и Сумерками), нужно иметь "дойных коров" в лице более массоаых и более кассовых ароматов.
ОтветитьУдалить2. Непонимание этого факта, освистывание таких новых ароматов говорит не об опытности фукающих, а об их инфантилизме и недоразвитости. Это не в твой адрес, а в адрес тех, кого ты с таким пиететом читал в 2009 г.
3. Guerlain Homme неплохо сбалансирован, чего я не могу сказать о некоторых ароматах Жан-Поля Герлена. На моей стороне, подтверждая хорошее качество аромата, пресловутый Лука Турин, поставивший ему "четверку" (и более низкие баллы некоторым ароматам Довассёровской эпохи).🙂
4. О вехах, эталонах и т.п. Если верить Патрисии Николаи (кажется, это было в ее интервью - давно уже читал), Жан-Полю Герлену не нравились некоторые великие ароматы его старших родственников. Соответственно, он их не мог рассматривать и не рассматривал в качестве эталона. Трудно в этих условиях говорить о преемственности, общих чертах, едином почерке ароматов Дома на протяжении даже нескольких десятилетий, не говоря уже о двух сотнях лет. Соответственно, чему конкретно и на сколько уступал аромат, выпущенный Вассёром в 2008 г.?
1. "Не в корзинке дело, дело в поваре".
ОтветитьУдалить"Дойные коровы", которые тянут артхаус - так было всегда. Только раньше это разделение не было специальным - "вот, народ, вам, а вот, аристократы духа, вам!" Как-то могли создать и массовое, и хорошее. Изменение сырьевой базы? Этот фактор всегда существовал.
Возникновение IFRA, к рекомендациям которой надо было прислушиваться? Да, это новый фактор.
2. Те, кого я читал в 2009 году с пиететом, не были ни инфантильными, ни недоразвитыми. Наивными - да.
Этим людям пришлось идти в своём увлечении на ощупь, без проводника ("Гида" - смайл), за свои деньги и за своё время. Сам понимаешь, не было тогда в России людей, объединявших в себе настоящее знание, участие, причастность к парфюмерной отрасли и просветительские функции. Это сейчас, спустя десять лет, информационная среда изменилась.
А фукали они из сравнения, из сравнительного опыта.
3. Прекрасно сбалансирован! Но Guerlain Homme, пользуясь словами Эллена, совершенно лишён воображения. А на фоне Vetiver, Habit Rouge, Derby и Heritage он выглядит лишь хорошим милым мальчиком.
4. Из интервью Патрисии я знаю лишь об одном великом аромате Guerlain, который не нравился Жан-Полю - L'Heure Bleue. Поэтому на пункт 4 мне трудно дать какой-то ответ, внятный даже для себя.
1. Герлены - не небожители. Посредственные ароматы выпускали и они - благополучно преданные забвению (посмотри, сколько ароматов в базах, поичем там не все, и сколько ароматов, считающихся поистине великими). А ведь сгинули они совсем в иные времена, в которые масштабы продаж были совсем иными и при том позволяли не только оставаться на плаву, но и развиваться. Соответственно, снова вопрос из моего п. 4: с чем именно сравнивать аромат Вассёра, чтобы позволить или не позволить ему существовать?
ОтветитьУдалить2. Они не могут считаться опытными (в 2009 г. уж точно), так что твоя отсылка к ним несостоятельна.
3. Если использовать те же эпитеты, то для меня ароматы Садов Эллена лишены воображения - попытка залить в бутылку то, что написано на этикетке.
4. Спасибо, вспомнил.
P.S. Забыл, к п. 4. Когда я впервые в корнере познакомился с Сумерками, я сразу произнёс: это Классика! Таковыми их считаю и посейчас.
УдалитьСумерки о-о-о-очень уважаю, но полюбить никак не получается. Но пиетет есть.
ОтветитьУдалитьА я купил сначала EdP, а потом, в надежде получить "такое же, но без крыльев", то бишь менее насыщенную версию (наивный), приобрел и туалетку))
ОтветитьУдалитьС Мицуко прокатило, думал, и тут прокатит))
В нем (из плюсов для меня) аллюзия на кожу.
Уважаемые читатели, рекомендую ознакомиться или повторно попробовать Guerlain Homme L'Eau. Редкий пример современного одеколона от хорошей марки. Общественность его как и всю серию скорее не восприняла. Ну что ж (кряхтя), извольте купить Frenchie за авентусовские деньги.
ОтветитьУдалитьЕго уже давно нет в сетях. За ним надо буквально охотиться.
Удалить