воскресенье, 16 февраля 2020 г.

В этом тексте мало парфюмерного

Простой вопрос: "Настоящие французские духи?"
Простой вопрос, отсылающий к знаменитой сцене знаменитого фильма... И ответ должен быть... экзистенциальным, да? Без попытки познать непознаваемое.
Простой вопрос, с ответом на который бьюсь уже третий день. Почему не могу ответить просто? Например, Chanel. Или Dior. Знаю, почему не могу - испорчен знанием.
Я сразу начинаю соединять воедино знания о развитии парфюмерии в Европе, о французах и французской культуре, об истории создания фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" Наверное, это всё не то.
Я французов-то увидел впервые в пятилетнем возрасте на экране. В одной из серий киноэпопеи "Освобождение" показывали французских лётчиков авиаполка "Нормандия-Неман" - весёлые артистичные ребята, не очень серьёзные на фоне наших деловитых асов.
Слушайте, меня учили читать, дав "Бородино" Лермонтова. И что для меня пятилетнего были французы? Ничего. Мимо мозгов. Весёлые артисты.


В моей жизни все знакомые французы очень рациональные, расчётливые и экономные люди. Как такие могли создавать прекрасные духи? Почему именно французы?
Слушайте, я испорчен знанием "Гида" Луки Турина - он же прямо пишет об этом: "И наконец, очень важный вопрос: почему среди этих ангелов столько французов? Чтобы понять это, нужно сделать поворот в сторону гастрономии. На кухне, этот народ алхимиков лучше других понимал, как извлечь пользу из процессов брожения и гниения - и не стыдится поклоняться зловонным созданиям, вроде знаменитых французских сыров рокфора, камамбера и пр.
Также и наиболее близкое к парфюмерным творениям - белое ликерное бордо, прославленное солнечным вкусом, обязано своим существованием грибу, имя которого резюмирует чувственный талант французов: благородная гниль.
Какая тут связь с духами? Очень просто, это была бы смертельная скука, если бы в состав парфюмов входили бы только приятные запахи. Парфюмы не становятся действительно красивыми, без отвратительных ингредиентов, как неотъемлемой их части. Достаточно однажды ощутить аромат чистого цибетина, кастореума или индола, чтобы утвердиться в мысли, что замыслы парфюмов более ясны и понятны знатокам камамбера, чем потребителям питьевых йогуртов.
Впрочем, при описанном положении дел, в других странах существуют парфюмерные школы, со своим присущим характером: итальянские духи чрезвычайно съедобные, плотные, начиненные трюфелями, засахаренными фруктами и пряностями; американцы, со своими неизменно великолепными атлетическими духами, создали новую расу Титанов; японская школа делает духи высококонцентрированной деликатности."


Когда мне хочется проиллюстрировать талант французов, сумевших соединить воедино рациональность, бережливость и артистизм, я рассказываю историю о том, как в 2011-м году французы в честь заключения контракта выставили на стол двухсотлетний коньяк. А мы, русские, пили этот коньяк залпом, как привыкли, как водку, без смакования. И кто-то из французов, глядя на нас, рассмеялся и горячо заговорил: "Сразу видно русских! Богатые люди, богатая большая страна, всё есть, ничего не жалко! А французский крестьянин двести лет назад заложил этот коньяк в погреб. Он всегда нуждался, его потомки всегда нуждались, войны всегда прокатывались над Францией - этот француз сделал жест рукой туда-сюда, словно показал рукой волну, - но коньяк берегли, давали коньяку время набрать силу, возраст и вкус. Пейте, пожалуйста, медленнее. Из уважения к простому французу. Смакуйте!"

Фильм Эльдара Рязанова вышел в 1976 году, снимался в 1975 году. Но! Фильм ведь является экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...", написанной в 1969 году и с успехом шедшей в театрах Союза! А, значит, знаменитая фраза Наденьки могла быть родом из 1969 года. Логично? Ведь духи Climat Lancome вышли в жизнь в 1967 году.
Если бы я жил и увлекался духами в 60-е или 70-е годы, то имело бы смысл говорить о том, что, например, Dior или Lancome - истинно французская марка. Или Guerlain. Или Hermes. Делалось всегда французами во Франции. Или, если бы я не знал о том, что талант французов именно в умении синтезировать материалы и парфюмерные традиции всех народов.
А сейчас, в эпоху транснациональных корпораций и культурной глобализации, мне ещё труднее назвать какие-либо духи истинно французскими.
Однако, за эти три дня я вспомнил, что есть такая занимательная игра, когда тебе задают вопрос, а ты должен отвечать моментально. Например, поэт - Пушкин! роман - "Война и мир"! духи - Шанель Номер Пять!

Настоящие французские духи - 1905 Detaille!
А вот теперь не спрашивайте меня, почему. Смайл.


Фото: Ирина Булычева

Знаете, раньше я часто бывал захлёстнут необъяснимым ощущением прекрасного от знакомства с новыми духами. Я помню, как остро переживал ощущение прекрасного от знакомства с Antaeus Chanel в 2008-м. Я понимаю, почему - нового, неизведанного, необъяснимого было много. Я бы вполне мог сказать тогда, что Antaeus истинно французские духи.

И вы знаете, мне нисколько не грустно и не скучно, от того, что я не могу быстро ответить на вопрос: "Настоящие французские духи". Мне от этого весело и задорно.

15 комментариев:

  1. Мой комментарий получится рассказом. У меня представление о Франции и всем французском складывается с образа вполне конкретного человека. Моим одноклассником был француз. Это целая история. Мама у него француженка, а папа русский. Познакомились они в Москве, и вспыхнуло такое чувство, что расстаться не могли, поженились и на долгие-долгие годы тетя Жаклин не могла выехать из Советского Союза навестить родню. Подробности не знаю, но выезжать она не могла. И вот их сын был моим одноклассником. По факту рождения от этнической француженки он был французом и паспорт гражданина Франции уже иметь мог априори. Так и звали мы его "Француз"). Вот как ты, Сергей, описываешь: "... весёлые артистичные ребята, не очень серьёзные". Вот такая бесшабашность, открытость, склонность к ярким аффектам - это Димка. Его, как бурлящее шампанское, обратно в бутылку невозможно было затолкать. Душа компании и участник всего грандиозного, что можно и нельзя было вытворять в школе. Его младший брат был более спесивый, с осознанием своего необычного, в отличие от нас всех, происхождения. Прямо виконт с длинной родословной). Огребал за спесь в школьном дворе не редко). И, как только "железный занавес" был ликвидирован, родители в 90-х укатили на ПМЖ на родину матери в Бордо. Укатил с ними и Димкин младший брат. Сам Димка с женой и ребенком почти 10 лет пытался остаться, но в начале 2000-х эмигрировал и он. Вот в Бордо и проживают они все до сей поры. Стараются приезжать хотя бы 1 раз в год в Россию, и непременно презенты: духи-миньки, баночки фуа-гра, вино, сыр. Поэтому мои впечатления о французах сложены. Плюсом еще мои девчачьи впечатления от прочтения романа и его экранизации "Анжелика - маркиза ангелов". Смесь шика двора короля, утонченность Жофрея, красота Анжелики, и сюда же "двор чудес" с ужасающей нищетой и немытостью. Именно такая смесь и есть для меня французский парфюм. Анималистические нотки в ароматах Франции для меня не их шикарная кухня, а исторический факт, красотой аромата отбить и завуалировать естественный запах немытого тела. Из песни слов не выкинешь. Франция в те века не дружила с мылом душистым и полотенцем пушистым. По этому для меня выражение "французкий парфюм" - это яркое, плотное звучание ароматической композиции и обязательно с оттенком плоти, разной степени гигиены.

    ОтветитьУдалить
  2. Алгебра.
    Без всякой алгебры: как символ не Франции, а Парижа для меня - Guerlain Shalimar. И как символ французской Высокой кухни для меня, когда пахнет не просто банальной жратвой - он же.

    ОтветитьУдалить
  3. Я лишь хотел сказать, что со временем понятие "французские духи" стало для меня слишком обширным понятием.

    ОтветитьУдалить
  4. "Понятие". Опять понятия, классификации, истории развития... Я ж говорю, алгебра.
    Если более широко, то Дом Герлен. До недавних пор безусловно, сейчас в зависимости от линеек. И то потому, что не укладывающаяся у меня во "французскость" Восточная коллекция - Absolus d'Orient - и не должна быть французской априори. Многочисленные Маленькие чёрные платья оценить не могу - знакомился лишь с парочкой, не понравились мускусами.
    Забавна (для меня) история приобретения мной первого аромата Тьерри Вассёра как главного парфюмера Дома - Guerlain Homme. Это был первый купленный мной самостоятельно брендовый парфюм. Перед тем, при покупке на подарок какого-то, не помню, женского аромата, подарили мне два пробника - с этим Оммом и только что вышедшим Bleu de Chanel. Так что выбирал не спеша, вдумчиво, но только из этих двух)) Победил, после изрядных размышлений и сопоставлений, Guerlain Homme))

    ОтветитьУдалить
  5. А у меня с Guerlain Homme было так: я тогда уже вовсю читал Ароманию, а ароманцы встретили Guerlain Homme в штыки. И у меня тоже создалось предубеждённое отношение, хотя я не находил его отталкивающим, безобразным или нейтрально слабым, никаким. Заметь, к тому времени я ещё не знал ни Derby, ни Jicky, ни Heritage. Моё знание истинных ориентиров было слабым, понимание раздражения опытных ароманцев Guerlain Homme смутным, интуитивным.

    ОтветитьУдалить
  6. О французском. Наверное из детства. Мамины духи Salvador Dali в чёрной коробочке с утопленным окошком 1991 г. Аромат потрясающий. Каков он сейчас - неизвестно. Да и верю я, что наслаждаться надо в момент выхода. В 96-м впервые понюхал Шанель 5 в гостях. Ни в какое сравнение с Дали она не шла, серьёзно. Колючий аромат эта пятерка. Из мужских - Сириус, Зелёная вода. А насчёт Guerlain Homme, так я и сейчас считаю его отличным. Дерби помясистее конечно, Эритаж и Кориолан не знаю.

    ОтветитьУдалить
  7. Считаю Guerlain Homme неплохим. И опять же, неплохим лишь на фоне всего нынешнего безобразия. Сравнить Guerlain Homme с великими духами Maison Guerlain всерьёз не могу. Только в шутку. ))
    Всегда жалею, что я со своим хобби поздно пришёл в парфюмерию. Всё это экзистенциальное как-то минуло меня. Где-то жаль...

    ОтветитьУдалить
  8. 1. Для того, чтобы Maison Guerlain имел возможность продолжать выпускать свои великие духи, которые, увы, не пользуются ныне большим спросом и при этом требуют дополнительных затрат на изменение формул (как новые запреты, так и прекращение выпуска тех или иных материалов поставщиками компонентов - недавняя история с Мицуко и Сумерками), нужно иметь "дойных коров" в лице более массоаых и более кассовых ароматов.
    2. Непонимание этого факта, освистывание таких новых ароматов говорит не об опытности фукающих, а об их инфантилизме и недоразвитости. Это не в твой адрес, а в адрес тех, кого ты с таким пиететом читал в 2009 г.
    3. Guerlain Homme неплохо сбалансирован, чего я не могу сказать о некоторых ароматах Жан-Поля Герлена. На моей стороне, подтверждая хорошее качество аромата, пресловутый Лука Турин, поставивший ему "четверку" (и более низкие баллы некоторым ароматам Довассёровской эпохи).🙂
    4. О вехах, эталонах и т.п. Если верить Патрисии Николаи (кажется, это было в ее интервью - давно уже читал), Жан-Полю Герлену не нравились некоторые великие ароматы его старших родственников. Соответственно, он их не мог рассматривать и не рассматривал в качестве эталона. Трудно в этих условиях говорить о преемственности, общих чертах, едином почерке ароматов Дома на протяжении даже нескольких десятилетий, не говоря уже о двух сотнях лет. Соответственно, чему конкретно и на сколько уступал аромат, выпущенный Вассёром в 2008 г.?

    ОтветитьУдалить
  9. 1. "Не в корзинке дело, дело в поваре".
    "Дойные коровы", которые тянут артхаус - так было всегда. Только раньше это разделение не было специальным - "вот, народ, вам, а вот, аристократы духа, вам!" Как-то могли создать и массовое, и хорошее. Изменение сырьевой базы? Этот фактор всегда существовал.
    Возникновение IFRA, к рекомендациям которой надо было прислушиваться? Да, это новый фактор.
    2. Те, кого я читал в 2009 году с пиететом, не были ни инфантильными, ни недоразвитыми. Наивными - да.
    Этим людям пришлось идти в своём увлечении на ощупь, без проводника ("Гида" - смайл), за свои деньги и за своё время. Сам понимаешь, не было тогда в России людей, объединявших в себе настоящее знание, участие, причастность к парфюмерной отрасли и просветительские функции. Это сейчас, спустя десять лет, информационная среда изменилась.
    А фукали они из сравнения, из сравнительного опыта.
    3. Прекрасно сбалансирован! Но Guerlain Homme, пользуясь словами Эллена, совершенно лишён воображения. А на фоне Vetiver, Habit Rouge, Derby и Heritage он выглядит лишь хорошим милым мальчиком.
    4. Из интервью Патрисии я знаю лишь об одном великом аромате Guerlain, который не нравился Жан-Полю - L'Heure Bleue. Поэтому на пункт 4 мне трудно дать какой-то ответ, внятный даже для себя.

    ОтветитьУдалить
  10. 1. Герлены - не небожители. Посредственные ароматы выпускали и они - благополучно преданные забвению (посмотри, сколько ароматов в базах, поичем там не все, и сколько ароматов, считающихся поистине великими). А ведь сгинули они совсем в иные времена, в которые масштабы продаж были совсем иными и при том позволяли не только оставаться на плаву, но и развиваться. Соответственно, снова вопрос из моего п. 4: с чем именно сравнивать аромат Вассёра, чтобы позволить или не позволить ему существовать?
    2. Они не могут считаться опытными (в 2009 г. уж точно), так что твоя отсылка к ним несостоятельна.
    3. Если использовать те же эпитеты, то для меня ароматы Садов Эллена лишены воображения - попытка залить в бутылку то, что написано на этикетке.
    4. Спасибо, вспомнил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. P.S. Забыл, к п. 4. Когда я впервые в корнере познакомился с Сумерками, я сразу произнёс: это Классика! Таковыми их считаю и посейчас.

      Удалить
  11. Сумерки о-о-о-очень уважаю, но полюбить никак не получается. Но пиетет есть.

    ОтветитьУдалить
  12. А я купил сначала EdP, а потом, в надежде получить "такое же, но без крыльев", то бишь менее насыщенную версию (наивный), приобрел и туалетку))
    С Мицуко прокатило, думал, и тут прокатит))
    В нем (из плюсов для меня) аллюзия на кожу.

    ОтветитьУдалить
  13. Уважаемые читатели, рекомендую ознакомиться или повторно попробовать Guerlain Homme L'Eau. Редкий пример современного одеколона от хорошей марки. Общественность его как и всю серию скорее не восприняла. Ну что ж (кряхтя), извольте купить Frenchie за авентусовские деньги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Его уже давно нет в сетях. За ним надо буквально охотиться.

      Удалить